Свет в интерьере

1493 Просмотр

Световая архитектура.

 

Сейчас свет, искусственный свет, все больше приобретает статус незаменимого «материала» при создании интерьерного дизайна. Неправильно подобранное освещение искажает восприятие окружающего нас пространства. При проектировании освещения важны формы, размер и цвет светильников. Все создаваемое освещение должно быть эстетичным или, как минимум, не служить источником отрицательных эмоций. Качество архитектурного, искусственного света зависит от многих факторов: светового потока, освещенности поверхностей и их отражающей способности, отражающей способности рефлектора светильника, цветности источников света. Поэтому в архитектурных проектах всегда проводится расчет освещенности.
Проектируем тени. Но гармония любых интерьеров заключается в правильном сочетании пятен света и тени. Обзор интерьер-ных журналов наглядно показывает, что тени в интерьерах никто, пожалуй, серьезно не проектирует, кроме светодизайнеров, занимающихся установками графического света. Но, предполагая осветить пустое пока пространство, задумайтесь – а какую тень дает тот или иной светильник? Надо ли говорить, какого потрясающего рисунка подчас бывают тени – от кованой решетки на окне, от абажура настольной лампы, от хрусталя встраиваемого светильника, от резных листьев экзотического растения. И вот на потолке расцветают звезды от кристаллов Сваровски, а от макраме золотых шнуров перегородки зонирования падает тень причудливой арабеской. Только эту перегородку надо подсветить правильным источником света.

 

Источники искусственного света. Для того чтобы люди чувствовали себя комфортно в течении дня во всех типах помещений, нужно правильно выбрать типы ламп и светильников, учесть санитарные нормы, ведь все помещения в доме различаются по своему назначению.
Все источники света, предназначенные для искусственного освещения помещений, принято делить на два основных класса: тепловые источники (лампы накаливания и галогенные лампы) и газоразрядные источники (люминесцентные лампы, компактные люминесцентные лампы, металлогалогенные лампы).
Все светильники состоят из двух основных частей: источника света (лампочки) и осветительной арматуры. Последняя перераспределяет в пространстве свет лампы и даже иногда трансформирует его свойства. Арматуру, особенности конструкции которой решающим образом влияют на качество освещения, делают в расчете на определенные параметры лампы. 

 

Типы светильников. Свет незаменимый инструмент для зонирования помещений. Он, как ничто другое, способен вычленить зоны в большом пространстве и подчеркнуть статус этих зон.

По типу освещения светильники подразделяют на шесть больших групп: светильники
общего, локального, комбинированного, декоративного, функционального, ориентирующего и экспозиционного
назначения.
При разработке световых сцен на фоне общего, базового света создаются локальные, местные акцентные подсветки; этим достигается лучшая визуализация объекта. Где объект – как картина, на которой в соответствии с нашим замыслом каждому предмету интерьера отведена соответствующая роль. При одновременном включении общего света и каких-либо локальных участков освещения можно говорить уже о комбинированном типе светового сценария.

Разделяются также светильники функционального назначения (подсветка зеркал в ванных комнатах, освещение ворот и периметра загородных территорий, бассейнов и лестничных групп) и декоративного (наиболее характерные примеры: люстры и светильники из цветного стекла, витражные плафоны). Сегодня два этих понятия все больше объединяются в одно неразрывное: и той и другой группе свойственны и функциональность, и декоративность одновременно.

Вертикальное зонирование.

Наряду с этим специалисты разделяют, так называемый, европейский подход к освещению интерьеров и американский. В «европейских» интерьерах, как правило, всегда есть «верхний» свет в виде люстр и других потолочных светильников, которые играют огромную декоративную роль. В «американских» же интерьерах все освещение сосредоточено в «нижних» и «средних» зонах пространства, и помещения освещаются с помощью торшеров, настенных бра и настольных ламп.
Поэтому по способу установки выделяют светильники потолочные, подвесные, встраиваемые (точечные светильники в подвесных потолках), настенные, напольные и настольные.

Освещение верхней зоны. Люстра – царица европейского интерьера и иногда его главный носитель стиля. Иные дизайнерские проекты начинаются именно с люстры. Без ее хрустального сияния невозможны классицистические пространства, и современные стили не обходят ее своим вниманием.


А бывает, что центральная люстра просто необходима – это когда дизайнер проектирует закарнизный потолочный свет, используемый в последнее время все реже. Если площадь освещаемого таким светом потолка велика, то мощности закарнизных светильников (люминесцентных или неоновых) просто не хватает, чтобы осветить потолок в центре. И вместо красивого эффекта получается странный дефект в виде темного потолка,контрастно освещенного только по краям. И здесь люстра с направленным вверх светом, конечно, все может исправить. Закар-низный свет сам по себе хорошо работает либо на потолке в узких коридорах, либо как боковая подсветка стен: свет, сияющий из-за выступа стены, - это так эффектно.

Свет верхней зоны - это также очень привычные для нас светильники на шнурах и точечные встраиваемые светильники. Первое время и дизайнеры, и заказчики полюбили применять так называемую «встройку» и освещали ею все помещения вдоль линии гипсокартонного потолка. Получались целые каре из многих одинаковых точечных светильников. Потом заметили, что сам потолок при таком освещении остается совершенно темным. Теперь встроенные светильники применяются очень дозированно, в нужном месте, и обязательно в комбинации с другим типом освещения.

 
Освещение средней зоны без него уютный интерьер едва ли возможен. Удачно продуманные настенные бра могут создать концепцию всего помещения. Они служат эффектным оформлением стены, уподобляясь световому проему. Без прикроватных бра невозможно, лежа в постели, почитать книгу. Бра даже могут подсветить картину, не так эффективно, как специальный источник, но зато своим светом и видом они еще и создадут образ. Кстати, лампа для подсветки картин – тоже светильник средней зоны.

А напольные светильники помогают сделать световой сценарий интерьера более разнообразным. Такие светильники стоят на полу и излучают свет на «среднем» уровне, создавая фоновое освещение. Торшер (франц. torche – «факел») с момента своего появления приобрел много полезных свойств: изменять яркость света, переливаться всеми цветами радуги (модели с цветофильтрами), изгибаться в нужном месте. Такому светильнику по силам преобразить пространство или исправить его пропорции: поставленный в вытянутой комнате у дальней стены, торшер сделает ее зрительно короче. В сочетании с бра он как бы приподнимет потолок маленького помещения. Игра с торшерами может так увлечь, что захочется отказаться от люстр – их ведь так просто не передвинешь с места на место.

Освещение нижней зоны.

 

А как удивителен свет, льющийся из пола, на самом «низком» уровне. Возможно, тут срабатывает необычный «театральный» эффект, который лишает окружающие предметы привычного впечатления тяжести. К тому же есть моменты, когда такой свет просто необходим из соображений безопасности – для подсветки пандуса, подиума, ступеней. Корпус таких светильников изготавливают из стали или алюминия. Источник света (галогенную лампу, светодиод) защищает закаленное стекло или поликарбонат.Но при любом зонировании не обойтись без современных систем управления светом. Регулирование яркости – одна из главных функций таких систем. Выбор яркости разных групп света в различных частях зала или по всему зданию дает нам новые возможности. А «мягкий пуск» при включении групп светильников увеличивает – иногда в 20 и более раз – время жизни ламп (накаливания и га логенных). Управление ос уществляется при помощи регуляторов мощности – диммеров. Если таких групп светильников в помещении бывает несколько, каждой из них требуется отдельный диммер. Суммарная мощность группы света не должна превышать предела, установленного для диммера. Управляющие центры могут объединять от 2 до 6 зон.

Вариант выключателей – светорегуляторы, кейпады, пульты дистанционного управления. Здесь каждая кнопка соответствует заданной световой сцене. С одного пульта осуществляется световое зонирование. Несколько диммеров можно соединить в одну сеть, что позволит управлять всем зданием.
Существует множество способов применения архитектурного света. Цветные фильтры придают интерьеру определенный тон. Проекционный графический свет дает возможность экспериментировать и создавать иллюзии явлений природы – ветра, живого огня, других стихий. Современные технологии позволяют моделировать освещение, создавая впечатление присутствия в другом пространстве – например, под водой, несущей спокойствие и прохладу. Свет может даже разделять пространство: в сочетании с прозрачными тканями создается эффект легкой перегородки.

Свет, цвет и форма.

То, как мы воспринимаем форму предмета, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образующихся на нем теней. А значит, светом можно «лепить» форму объектов, увеличивая или уменьшая их выразительность. Главное здесь – выбрать направление падающего светового потока. Ведь если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может показаться плоским: при рассеянном освещении объемность теряется.
Правильно подобрать тип и дизайн светильников – это только часть дела. Получить  желаемый эффект можно лишь при грамотном их размещении. И тут необходимо учитывать ряд правил:

1. Наилучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом, имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф (например, лицо человека), важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света. Вы и ваши гости будете чувствовать себя увереннее, а значит, комфортнее, в помещениях с рассеянным светом.
2. Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего предмета, а также интерьера в целом.
3. Если поверхность освещена неравномерно, то ее участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях и в разных плоскостях. Поэтому, экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную динамику стен и потолка. (А вот с полом лучше не экспериментировать!)
4. Если в помещении создана равномерная освещенность, то световой поток теплого оттенка в нем воспринимается как более яркий, чем световой поток холодного оттенка.
5. Если поверхность предметов, стен, пола окрашена в темный (черный) цвет, то их фактура и обработка будут плохо читаться при любом освещении.
6. Зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости. Однако слишком монотонное освещение – тоже не совсем удачное решение.

7. В маленьких помещениях для визуального расширения пространства и увеличения его насыщенности светом нужно повышать освещенность стен и применять на стенах отделочные материалы с хорошими отражающими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения). В больших – применять тот же прием, но для пола и потолка.

8. Расположение светильников по периметру комнаты зрительно расширяет помещение, а вдоль средней линии потолка – наоборот, сужает. Если в узком коридоре светильники расположены вдоль средней линии потолка, то он будет казаться еще более узким. Чтобы зрительно расширить коридор, необходимо расположить светильники по линии, смещенной от продольной оси к одной из стен.

9. Светлая стена в конце узкого коридора зрительно сделает его шире и короче.
10. Темный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Разместите светильники на стенах и направьте световой поток вверх - потолок буквально воспарит. Но если пропорции помещения требуют зрительно понизить слишком высокие потолки, то следует осветить лишь стены, чтобы потолок остался в тени. Глубины и загадочности пространству может добавить подсветка ниш или свет, льющийся «из-за карниза» стены.

 

 

Бесплатная консультация

Закажите бесплатную консультацию и наш менеджер свяжется с вами в самом скором времени